Методические рекомендации Родительский патруль-1
Методические рекомендации
по организации и проведению широкомасштабного мероприятия
«Родительский патруль» с участием представителей родительских сообществ.
Введение
То, какое влияние имеет на воспитание ребенка как личности безопасного типа именно родители или законные представители, ни для кого не секрет, как и не секрет то, что зачастую школа, в лице педагогов, идет только на 3-4 месте по эмоциональному воздействию на ребенка, на первый же план выходят именно родители и ближайшее окружение (кружки, секции, друзья). Поэтому необходимо особенное внимание при проведении профилактической работы уделять таким субъектам и объектам профилактики, помимо непосредственно несовершеннолетних, как родители и законные представители несовершеннолетних. Однако в качестве организующей подсистемы образовательная организация любого уровня имеет возможность и полномочия выйти за пределы своих обязанностей и оказать содействие во всех других коммуникациях по внедрению осознания необходимости безопасного поведения в транспортной среде. Механизм, указанный ниже, помимо непосредственного профилактического эффекта, несет за собой и длительный, пролонгированный эффект. Данные, собранные во время проведения подобных мероприятий, позволяют проанализировать существующие проблемы как в знаниях несовершеннолетних, так и выявить наиболее опасные участки улично-дорожной сети, на основе чего прорабатываются пути решения и меры по устранению выявленных недостатков.
Наиболее эффективной является точечная отработка, начиная от уровня муниципалитета, административного района и заканчивая конкретной образовательной организацией. Связано это с тем, что все-таки, несмотря на общие тенденции, в каждой территории есть своя проблематика, и родители намного ближе воспринимают информацию о том, что творится и почему непосредственно рядом с ними, чем некие общие понятия.
Итак, как участвуют родительские комитеты и представители родительской общественности в таком мероприятии по профилактике аварийности среди детей, как «Родительский патруль».
В первую очередь определяются ответственные лица. Ежегодно на общешкольных родительских собраниях, которые проходят в самом начале учебного года и где присутствуют представители от каждого класса образовательной организации, выбираются наиболее активные представители, которые сами изъявляют желание участвовать в мероприятиях по БДД. Чаще всего эти же родители являются членами Родительских комитетов, как люди с активной гражданской позицией.
Данные мероприятия необходимо зафиксировать в «Комплексных межведомственных планах мероприятий по профилактике травматизма и гибели несовершеннолетних в дорожно-транспортных происшествиях» муниципальных образований Республики Карелия. В этот общий комплексный план профилактических мероприятий включить пункт «Организация деятельности «Родительского патруля», который обязателен для исполнения всеми участниками образовательного процесса, в том числе родителями, а на органы образования и ГИБДД возложена обязанность по организации данного направления деятельности. При необходимости также возможно и составление Распоряжения на уровне ОМВД России (Приложение № 3).
«Родительский патруль» проводится по трем направлениям:
- контроль за использованием учащихся начальных классов световозвращающих элементов в одежде;
- контроль за соблюдением правил перевозки детей;
- контроль за соблюдением правил дорожного движения детьми по пути следования в школу и обратно.
Для начала составляется план проведения акции «Родительский патруль», который утверждается руководителем органа управления образования муниципального образования и руководителем территориальной Госавтоинспекции. В плане, помимо всего прочего, оговариваются сроки предоставления заявок, которые образовательные организации направляют либо в орган управления образованием, либо непосредственно в ГИБДД. На основании направленных заявок формируется график. В качестве рекомендации хочется отметить, что для проведения этого мероприятия лучше ставить временные рамки - не более 21 дня (или 3 недели), но и не ограничиваться одноразовой акцией или одноразовым мероприятием, так как будет утеряна как системность, так и качественный показатель эффективности. Это может быть несколько раз за весь период проведения, или несколько раз в неделю, все зависит от возможностей родителей. Почему такой длительный период - за это время, во-первых, сами учащиеся привыкают к контролю со стороны взрослых и ведут себя безопасно, во-вторых – это помогает и самим взрослым, кто ведет детей в школу, вести именно безопасным маршрутом.
По итогам этого мероприятия уже проводится анализ, делаются выводы, строится дальнейшая работа. Также о проведении мероприятия обязательно публикуется информация на сайтах ОО и в СМИ. Мероприятие «Родительский патруль» необходимо проводить масштабно три раза в учебном году (осень, зима, весна), однако любая организация может проводить их и самостоятельно, по мере необходимости.
В качестве наиболее характерного мероприятия приведем пример и алгоритм организации «Родительского патруля» по соблюдению ПДД детьми-пешеходами, практически та же система будет использоваться и для проведения мероприятий по контролю за использованием световозвращающих элементов и использованием детских удерживающих устройств.
Этапы проведения «Родительского патруля» по пешеходам (как взрослым участникам дорожного движения, так и несовершеннолетним):
1) первоначально педагоги проводят анализ маршрутов движения детей от дома к образовательной организации и выявляют места, опасные и безопасные для перехода, отмечают места возле образовательной организации, где существует возможность нарушения ПДД как детьми, так и родителями;
2) на основании данных анализа составляется дислокация «Родительских патрулей», которые будут приближены к образовательной организации;
3) работа «Родительских патрулей» осуществляется как в местах наиболее частых нарушений Правил учащимися, так и на пешеходных переходах и регулируемых перекрестках;
4) из числа родительской общественности образовательной организации (это главное условие!) выбираются наиболее активные мамы и папы, которые вместе с педагогами будут патрулировать район образовательной организации На стадии подготовки некоторые образовательные организации создают Положение (или Приказ) о деятельности "родительского патруля", где записан постоянный состав "родительских патрулей", их полномочия, обязанности;
5) решение о количестве людей, принимающих участие в «Родительских патрулях», принимает администрация образовательной организации;
6) участников «Родительских патрулей» предлагаем обозначить жилетами со световозвращающими элементами, на которых необходимо разместить надпись «Родительский патруль»;
7) организаторы акции на уровне образовательной организации сообщают о дате и времени проведения мероприятия в ГИБДД и заблаговременно направляют места работы «Родительских патрулей», в назначенное время «Родительские патрули» рассредотачиваются по местам дислокации;
8) в случае, если учащийся данной образовательной организации направляется к неустановленному месту перехода (лучше, если этот факт будет зафиксирован на фото), то «Родительский патруль» направляет его на безопасное место (пешеходный переход или регулируемый перекресток); либо «Родительский патруль» сам сопроводит нарушителя к безопасному месту и проконтролирует переход;
9) по факту выявленного нарушения участник «Родительского патруля» фиксирует данные пешехода-нарушителя и передает их руководителю образовательной организации после окончания мероприятия; Администрация образовательной организации оповещает родителей учащегося о факте нарушения Правил дорожного движения в рамках акции «Родительский патруль»;
10) для достижения целей акции «Родительский патруль» организаторы предлагают организовать работу за 45 минут до начала занятий.
По итогам проведенного мероприятия репортажи размещаются на сайтах школ, детских садов, органов управления образованием. Сотрудники ГИБДД организуют публикацию итогов масштабного мероприятия в местных СМИ. Но самое эффективное – данные видео и фотоматериалы использовать для демонстрации на ближайших родительских собраниях, где должны присутствовать и родители тех учащихся, кто нарушал ПДД.
ОБРАЗЕЦ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЯ:
ПЛАН
проведения пропагандистской акции
«Родительский патруль»
Время проведения: 1 квартал 2018 года
Место проведения:улично-дорожная сеть вблизи образовательных организаций (например: Прионежского муниципального района)
Цель акции:привлечь внимание общественности к проблеме обеспечения безопасности дорожного движения детей-пешеходов с точки зрения опасности сезонных изменений погоды
Задачи акции:
- способствовать повышению культуры поведения на дороге;
- способствовать снижению тяжести последствий от дорожно-транспортных происшествий, а также уровня детского дорожно-транспортного травматизма;
- способствовать формированию стереотипа правильного поведения на проезжей части в зависимости от погодных условий;
- способствовать повышению уровня ответственности родителей за формирование у детей навыка правильного, безопасного поведения на проезжей части.
Целевая аудитория акции:
дети-пешеходы (обучающиеся общеобразовательных организаций и воспитанники дошкольных образовательных организаций)
Обоснование необходимости проведения акции
Анализ деятельности Госавтоинспекции позволяет говорить, что около 90 % пешеходов, нарушающих требования правил дорожного движения, допускают переход проезжей части в зоне видимости пешеходного перехода или регулируемого перекрестка. К сожалению, это относится как к несовершеннолетним участникам, так и к взрослым пешеходам. Причем, и те, и другие признают свои действия неправильными, однако утверждают, что привыкли в этих местах переходить дорогу: так короче, быстрее и т.д. Несмотря на наличие у учащихся и воспитанников схем безопасных маршрутов движения к месту учебы, зачастую дети и родители не пользуются рекомендованными маршрутами. Организаторы акции делают вывод о том, что маленькие пешеходы при переходе проезжей части руководствуются привычкой, к сожалению, не всегда правильно заложенной родителями. Для того, чтобы обратить внимание на эту проблему и тем самым способствовать формированию устойчивой привычки строгого соблюдения Правил дорожного движения, и организована данная акция.
Участники:
- руководители образовательных организаций;
- представители родительской общественности образовательных организаций;
- представители ГИБДД;
- учащиеся общеобразовательных организаций;
- воспитанники дошкольных образовательных организаций;
- представители местных средств массовой информации.
Освещение мероприятия в средствах массовой информации:
Материалы о проведении и об итогах акции публикуются в местных средствах массовой информации, а также направляются для размещения на интернет-странице официального сайта Госавтоинспекции Республики Карелия.
При проведении «Родительского патруля» по контролю за соблюдением правил безопасного движения пешеходов к образовательной организации, целесообразно одновременно проводить контроль и за использованием световозвращающих элементов на одежде учащихся, данные также фиксируются и передаются руководителю образовательной организации.
Приложение 1: Образец заполнения отчета о проведении
Информация
о результатах проведения мероприятия «Родительский патруль»
в ____________________________________________________
наименование образовательной организации
Дата проведения |
|
Количество обучающихся (воспитанников) в ОО |
|
Количество обучающихся (воспитанников) ОО, прошедших через «Родительские патрули» / процент |
|
Количество обучающихся (воспитанников) ОО, на одежде которых отсутствуют СВЭ / процент |
|
Количество обучающихся (воспитанников) ОО, нарушивших ПДД / процент |
|
Ссылки на информационные материалы о результатах проведенных мероприятий (ссылки на сайты ОО, Управления образованием) |
|
ФИО родителей, участвующих в «Родительском патруле» (для благодарственных писем) |
|
Директор _______ _______________
подпись расшифровка подписи
При проведении «Родительского контроля» по использованию детских удерживающих устройств изменяются цели, задачи и целевая аудитория. Также желательно присутствие непосредственного руководителя образовательной организации при проведении рейдов.
Цель акции:привлечь внимание родительской общественности к проблеме обеспечения безопасности дорожного движения детей-пассажиров;
Задачи акции:
- способствование повышению культуры поведения на дороге;
- популяризация правильного использования ДУУ;
- снижение тяжести последствий от дорожно-транспортных происшествий, а также уровня детского дорожно-транспортного травматизма;
- повышение уровня ответственности родителей за обеспечение безопасности при перевозке в качестве пассажиров.
Целевая аудитория акции:
Дети-пассажиры (обучающиеся общеобразовательных организаций и воспитанники дошкольных образовательных организаций), водители (родительская общественность образовательных организаций).
Проведение пропагандистской акции «Родительский патруль»
- работа «Родительского патруля» осуществляется при подъезде к образовательной организации;
- первоначально педагоги проводят анализ маршрутов движения детей от дома к образовательному учреждению и выявляют места посадки и высадки пассажиров;
- на основании данных анализа составляется дислокация «Родительских патрулей», которые будут приближены к местам посадки-высадки детей;
- оговаривается дата и время проведения акции, лучше, если это будет утреннее время;
- после полной остановки транспортного средства для высадки пассажиров представители «Родительского патруля» приближаются к автомобилю и просят разрешения посмотреть, как перевозится ребенок;
- при отсутствии ДУУ факт фиксируется на фото, «Родительский патруль» записывает данные и передает их по завершению мероприятия администрации образовательной организации; водителю вручаются раздаточные материалы с указанием видов и типов удерживающих устройств, информация об административной ответственности; водителю сообщается, что данные будут переданы в Госавтоинспекцию для проведения рейдов вблизи образовательных организаций;
- администрация образовательной организации заблаговременно оповещает родителей о проведении «Родительского патруля» и о необходимости использования ДУУ в соответствии с ростом и весом ребенка;
- для наибольшего привлечения внимания к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма необходимо подготовить репортаж с места проведения мероприятия и, прикрепив к нему фотографии, разместить на сайте образовательной организации.
Приложение 2
Информация
о результатах проведения мероприятия «Родительский патруль»
в ____________________________________________________
наименование образовательной организации
Дата проведения |
|
Количество обучающихся (воспитанников) в ОО |
|
Количество обучающихся (воспитанников) ОО, прошедших через «Родительские патрули» / процент |
|
Количество обучающихся (воспитанников) ОО, перевозимых без ДУУ / процент |
|
Ссылки на информационные материалы о результатах проведенных мероприятий (ссылки на сайты ОО, Управления образованием) |
|
ФИО родителей участвующих в «Родительском патруле» (для благодарственных писем) |
|
Директор _______ _______________
подпись расшифровка подписи