Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная
школа д.Каршево Пудожского муниципального района
Республики Карелия
  • Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа д. Каршево Пудожского муниципального района Республики Карелия
  • 186162, Республика Карелия, Пудожский район, д.Каршево, ул.Школьная, д. 47
  • (881452) 33359
  • karshevo@rambler.ru
Главная страница / Школьный музей

Школьный музей

Создание музея в Каршевской школе.

 

Музей в нашей школе создан двенадцать лет назад. В школе была организована поисковая группа. Ребята обошли все близлежащие деревеньки, зашли к старожилам с просьбой посмотреть у себя дома имеющие старинные вещи, которыми они уже не пользуются и могут подарить школьному музею. Набралось немало предметов. Просмотрев весь собранный материал, мы решили оформить музей в виде деревенской избы.

У входа в избу, по правую руку, расположена свежевыбеленная красавица-печь с устьем на избу, она изготовлена из картона. По левую руку – ткацкий станок. Посреди избы – стол на резных ножках; диванчик, ножки которого украшены несложной резьбой; стулья с фигурными ножками; сундук, прялки, большое зеркало, люлька. Убранство нашей избы дополняет вышивка. Ребята собрали много её образцов. В интерьер избы хорошо вписалась скатерть классически белого цвета, вышитая крестом. Есть так же и тканые полотенца, вязаные крючком подзоры, салфетки. На полу расстелены дорожки-половики, изготовленные местными мастерицами.

Все предметы нашей экспозиции можно взять в руки, внимательно рассмотреть, познакомиться с ними.

Кроме этой комнаты у нас в распоряжении имеются ещё одна. В ней расположена экспозиция с использованием старинных предметов, которые не вошли в экспозицию избы: это, в основном, орудия труда. Ещё в музее имеются сменные экспозиции: «Уж как я свою коровушку люблю», «Пудожский лён». В музее имеются материалы, собранные учащимися школы в результате поисковой работы. В разделе «Чёрное крыло войны» представлены экспозиции: «Ветераны Великой Отечественной войны – наши земляки»; «Учителя – участники войны»; «Воины-афганцы – выпускники школы»; «Выпускники школы – участники горячих точек»; «История школы».

Мы протягиваем ниточку из прошлого в будущее. Шаг за шагом, бережно исследуя пространство и время, мы вместе с детьми приходим к пониманию своего будущего: ответственности за всё, что происходит в человеческой душе, в семье, в государстве, на планете.

Возьмём, к примеру, один экспонат, который о многом говорит, - надо только внимательно к нему прислушаться. Казалось бы, что может быть прозаичнее таких сельскохозяйственных орудий, как чески или прялка с веретеном? А ведь каждое из них таит в себе целую романтическую историю. Традиция предписывала русскому парню изготовить своими руками всё необходимое для того, чтобы любимая могла готовить себе приданое. И уж конечно, каждый юноша старался превзойти всех остальных своим мастерством, готовя для девушки такой подарок. Сколько выдумки, изобретательности, тонкого художественного вкуса вложено в украшение каждой прялочки! Так стоит ли удивляться тому, что прялка, живое воплощение юной любви, на протяжении долгих лет украшала собой избу хозяйки, а потом переходила, бережно хранимая, по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке, и, наконец, заняла почётное место в нашем музее! Вот почему, взяв в руки старую прялку, мы ведём разговор не только о видах русского народного прикладного искусства, но и о любви, о человеческих отношениях, о целом образе жизни.

Дети легко входят в игру с музеем по угадыванию применения в жизни того или иного предмета, каждый из которых загадочен и своеобразен. Поэтому экскурсоводам несложно создать проблемную ситуацию и обострить внимание слушателей разных поколений: в нашем музее интересно как дошкольнику, так и одиннадцатикласснику.

Много задач приходится решать совету музея, но, пожалуй, самая главная – это выявление наиболее удачных форм работы, которые смогут заинтересовать проблематикой народной культуры, открыть новые страницы из истории родного села. На сегодняшний день можно считать сложившимися следующие формы работы:

·        Обзорная и тематические экскурсии;

·        Классный час (в помощь классному руководителю);

·        Организация временных тематических выставок;

·        Использование музейных предметов в изложении учебного материала на уроках мировой художественной культуры, изобразительного искусства, технологии, истории Карелии;

·        Проведение отдельных уроков по изучению материальной культуры народов, населяющих Карелию (мировая художественная культура, технология, история Карелии);

·        Заседания совета музея.

Необходимо подчеркнуть, что музейное пространство – это единственное место в школе, где так широко чувствуется дух времени, в котором отражается культура, искусство русского народа.

Наряду с экскурсиями мы с ребятами-активистами проводим игровые занятия, викторины, праздники. Фольклорно-этнографические и краеведческие спектакли мы используем как в процессе закрепления материала на учебных занятиях, так и в качестве самостоятельного мероприятия в воспитательном процессе. Для проверки полученных детьми знаний по краеведению проводим викторины и игровые занятия. При помощи которых также возможно проверить степень усвоения полученных знаний.

Основываясь на том, что ребёнок познаёт мир через все органы чувств и радость его «от впервые виденного ощупанного, понюханного, испробованного несравненно ярче, чем у взрослых, а потребность в таких ощущениях сильнее» (по утверждению А.У. Зеленко), мы тоже стараемся чтобы наш музей «подходил к детям, прежде всего, методом чувственных восприятий и… помочь в выработке «чувственной грамотности». Мы всё стараемся устроить так, чтобы дети загорелись желанием увидеть, услышать, пощупать, попробовать, а также совершить открытие и что-нибудь сделать своими руками. Организовывая работу в нашем музее, мы стараемся организовать взаимодействие детей с экспозицией, настроить их на самостоятельное извлечение знаний, побудить к взаимодействию друг с другом, создать основу для творчества, вовлечь в процесс восприятия и познания, по возможности, большинство из дарованных чувств.

Для примера можно назвать такое занятие: «Игра в детектив». Игра заключается в том, чтобы по приметам найти предмет в музее. Допустим: «Наличие этих двух предметов в доме говорило о благополучии семьи, её, достаточности, богатстве и высоком положении хозяина. (Самовар, утюг)». Или: «О каком предмете говорится в этой загадке: «Рогат, да не бык, хватает, да не сыт, людям отдаёт, а сам на отдых идёт» (Ухват)» и т.д. Или можно привести ещё такой пример: «Обаяние утюга» - это интерактивное занятие с использованием показа презентации и предметов из музея – рубеля и угольного утюга, беседы. Кроме того, в нашей горнице проходят праздники, такие, как Кузьминки, на котором ребята не только узнают об истории этого праздника, но сами принимают участие в играх, танцах, а заканчивается встреча чаепитием с калитками и ватрушками.

Преследуя цель подготовки учеников к деятельной, нравственной жизни в современных условиях и формирования у них лучших черт россиянина, школьным музеем осуществляются задачи:

·        Сбора материалов, связанных с историческими, военными событиями, жизнью и бытом людей, обрядами и обычаями, историей школьного быта, историей родной школы;

·        Знакомства учащихся и гостей школы с историей школы, историей Великой Отечественной войны, участия земляков в Великой Отечественной войны, культурой и бытом земляков, историей наших предков – обрядами и фольклором;

·        Развитие навыков поисковой, научно-исследовательской деятельности, интереса к учебным предметам, творческих способностей школьников.

Перспективный план развития музея включает в себя дальнейшее совершенствование форм работы, обновление существующих и расширение горизонтов деятельности школьного музея.

 

Программа «Карельская изба».

 

В школе составлена программа «Карельская изба» для трёх возрастных групп: 1-4 классы; 5-7 классы; 8-11 классы. Для обучающихся начальной школы и среднего звена предполагается  давать материалы по разделу «материальная культура», а для старшего возраста программа построена на основе духовной культуры народов, населяющих Карелию.

Формы и методы, которые предполагается использовать в работе по программе.

Методы:

1.                             Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой, дискуссия, лекция.

2.                             Наглядные методы:

-   использование интерьера «Карельской избы»;

-   использование экспонатов, подлинных вещей, новоделов;

-   просмотр фотографий, видеофильмов, картин, схем, плакатов, рисунков, макетов.

3.                             Практические методы:

-   ролевые игры;

-   погружение в эпоху крестьянского быта;

-   изготовление предметов утвари, одежды, сходных с теми, какими пользовались предки;

-   научение навыкам некоторых ремёсел и занятий

-   занятие-исследование.

4.                             Методы контроля: теоретические и практические зачёты, тестирование, КВН, ролевые игры, контрольный срез.

Формы:

Практические занятия: коллективные, по подгруппам, индивидуальные; беседы; экскурсии; творческая мастерская; игровые программы; праздники народного календаря; занятие-исследование; викторины; путешествие.

В программе соблюдается хронологический принцип, что позволяет раскрывать темы взаимосвязно и последовательно, от «простого к сложному».

 

Проблемы музея.

 

Наряду с положительными сторонами, у нас всё же имеются ещё нерешённые проблемы. Из образовательных услуг наш музей может оказывать консультации, а вот изготовление и реализация произведений декоративно-прикладного искусства, пока не получается. Но в перспективе всё же предполагается создать кружок изготовления предметов из глины, тем более, что во всём нашем районе славились каршевские горшкоделы и глина в нашей деревне замечательная для работы.

Далее: в нашем музее тоже пока нет рекламной информации, но этот вопрос тоже, думаю, возможно решить в ближайшее время.

И последнее, на мой взгляд: у нас в музее тоже пока отсутствуют виды неформального дополнительного образования: кружки, клубы. Средства массовой информации.    

И всё же, каждый класс, который приходит  в музей, неповторим. Даже если информация для всех одна, но она всегда преподносится по-разному. Каждый класс – как новый человек, со своей собственной индивидуальностью, со своим характером, своими эмоциями и каждый раз необходимо найти ту единственно точную интонацию, тот единственный ключик, который откроет дверцу к их сердцам. И тогда начинается настоящее творчество. Мы вместе рождаем сказки, мы вместе рождаем отношение к окружающему миру, друг к другу, к себе. Соединяя прошлое и настоящее, мы рождаем своё будущее. И самый лучший подарок, когда дети, уходя, говорят не «До свидания!», а «Когда мы с Вами встретимся?»

Школьный музей имеет свидетельство о том, что ему присвоен статус «Школьный музей», профиль музея – историко-краеведческий (обоснование: свидетельство МОиДМ РК от 11.03.2003 года).  Основан 28 мая 2000 года, свыше 400 единиц хранения, внесён в каталог «Музей образовательных учреждений Республики Карелия», Петрозаводск, 2007 год (стр. 28). Музей расположен в здании детского сада по адресу: ул. Школьная, дом 48.

Дата изменения информации: 26.12.2016 09:48

Поиск
Контакты

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа д. Каршево Пудожского муниципального района Республики Карелия

  • 186162, Республика Карелия, Пудожский район, д.Каршево, ул.Школьная, д. 47
  • (881452) 33359
  • karshevo@rambler.ru

Связаться с разработчиком сайта